Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективное средство коммуникации на уроке.

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Современный урок русского языка  немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся и являются средством коммуникации в образовательном пространстве.

Сегодня Интернет технологии  занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности.  Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить,  для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны в образовательном пространстве. Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять на уроке.

Вещательные услуги:

— книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;

— электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;

— обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике, электронные книги, справочные файлы;

Интерактивные услуги:

— электронная почта;·

— электронные телеконференции;·

Поисковые услуги:

— каталоги;·

— поисковые системы;·

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

  1. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.
  2. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
  3. Телеконференции.
  4. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).
  5. Научные объединения (для школьников).

Причем почти всегда тесно переплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые,и интерактивные,  и информационные.

К тому же, комплексное использование возможностей компьютерной сети позволяет добиться действительно превосходных результатов.

Большие возможности использования ИКТ предоставляют  уроки

русского языка. Использовать компьютер на уроках русского языка можно  на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. При этом для школьника компьютер будет выполнять различные функции: и учителя, и рабочего инструмента, и объекта обучения, и игровой средой.

На этапе изучения нового материала учитель координирует, направляет, организует учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.

Так, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Лексика. Слово и его значение» я использую обучающую компьютерную программу «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».

Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию  личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы:

  • учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;
  • учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;
  • учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту. С учащимися первой

группы занимаюсь сама, а учащиеся второй и третьей группы справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». У них есть право выбора:  выполнить компьютерное задание без подсказки или воспользоваться  помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую

любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру, проблемную ситуацию.

 

Например, вспоминаем алгоритм определения типа односоставного

преложения.

В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,

готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении использую   итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в  компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4  минуты. И тут же получают оценку компьютера.

Большой интерес вызывают у учащихся презентации в редакторе Power Point. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами,  которые ученики заполняют на уроке либо  путём устного проговаривания и появления ответа на слайде,  либо с помощью интерактивной доски.

Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, пунктограммы,  допущены ошибки или даётся задание. Учащиеся проверяют свою работу по следующему слайду и выставляют оценки.

Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.

ИКТ помогают учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.

Важным этапом урока является домашнее задание.

В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию. В этом случае автором выступает сам ученик.

Важным пунктом применения ИКТ становится подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках русского языка. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме.   Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, тогда даём развернутый ответ с объяснением и пояснениями. Объяснение стараюсь проводить, опираясь на наглядный материал электронных носителей, или использую собственные презентации уроков. В конце каждого занятия провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ и даем ему обоснование. Таким образом, учащиеся концентрируют внимание на правильном ответе, и в дальнейшем уже по этой теме не бывает ошибок. На последних занятиях даю различные варианты КИМов, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким темах есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.

Применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.

Использование средств ИКТ эффективно не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Привлечение большого иллюстрированного материала, использование  аудио- и видео- сопровождений делают уроки литературы яркими, содержательными.

В своей работе использую компьютерную программу  «Кирилл и Мефодий. Литература. 5-9 класс», «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия», «Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до наших дней». Использование данных программ позволяет разнообразить урок: замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, видеофрагменты, тесты.

Чаще всего на уроках литературы использую показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофрагментов и видеофильмов.

При проведении традиционного урока использую отдельные видеофрагменты, которые позволяют увидеть героя в определённой ситуации. Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» просматриваем фрагмент из кинофильма «Мёртвые души» — «Семья Манилова», который позволяет визуально представить образ героя.

Часто на уроках организую киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Так, в 10 классе после прочтения драмы Н.А.Островского «Бесприданница» просматриваем фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Просмотр фильма позволяет сравнить авторский текст и его режиссерскую интерпретацию.

Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием  программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать  и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мы с учениками  9 класса в полном объеме просмотрели на каникулах фильм «Мертвые души».  Позже на уроке обсуждение фильма вылилось в бурную дискуссию о сходствах и различиях в содержании текста и фильма.

Часто сталкиваюсь с тем, что мои ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что я могу сделать, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Использование ИКТ на уроке литературы связано с музыкой, которая позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной. При подготовке  к таким урокам использую   программу «Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до наших дней», в которой содержится всё необходимое аудио- и видео- сопровождение. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина  «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроках обобщения и повторения предлагаю кроссворды, тексты по фольклору, творчеству писателей, тренажёры.

Одним из оптимальных и доступных для меня средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентации. Она служит наглядным материалом, оживляя  ход урока, пробуждая  интерес к литературным произведениям, позволяя  образно представить жизнь и личность писателя. При этом презентация служит как основной формой проведения урока (несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (играет роль наглядного пособия или опорного конспекта).

Наиболее часто презентации использую на уроках изучении биографии писателя. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает мне создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.     Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает мотивацию учащихся к изучению предметов, развивает творческую активность. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе.
Систематическое использование ИКТ на разных этапах урока и по различным направлениям являются эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, ИКТ заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в течение двух лет привело к следующим результатам:

  • повышение качества знаний учащихся: при стабильной 100%

успеваемости качество знаний по русскому языку повысилось с   45 %  до 80 %, по литературе – стабильно от 60 до 100%;

  • результаты ЕГЭ по русскому языку — средний балл 60, результаты ГИА по русскому языку — 50%;
  • повышение  интереса  к предмету;
  • качественное изменение  контроля  за деятельностью учащихся, создание ситуации «успеха для каждого ученика»;

 

 

  • умение школьников работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • развитие творческих  способностей учащихся, формирование навыков  исследовательской деятельности.

Для меня, как учителя, использование ИКТ в обучении – это профессиональный рост.

В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.

Опыт своей работы распространяю через школьный сайт, личные сайтыhttps://kochkovaya.ru/  ) и страницы на сайтах       http://Proshkolu.ru/,  http://nsportal.ru/kochovayalyubovnikolaevna .

Перспективу своего профессионального развития я вижу в применении

проектной технологии в образовательном процессе с использованием мультимедийных технологий  – проектирование учебных фильмов.