Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях введения ФГОС

В статье говорится о важном условии повышения качества образования —  внедрении компетентностного подхода. Рассматривается значение слов «компетенция» и «компетентный». Выясняется главная цель школьного образования — развитие ребёнка как компетентной личности. Рассматривается проектный метод, который  в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и учащимся достигнуть этой цели. Приведен пример проекта « Виталий Закруткин – яркий представитель шолоховской школы», одной из целей которого является — приобщить обучающихся к традициям и обычаям народов донского края. В конце статьи приводятся цели школьного образования, направленные на формирование ключевых компетентностей.

 

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить,

 а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить.

Р. Левин

        Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода в профессиональное обучение – это важное условие повышения качества образования. Как считают многие современные педагоги, само приобретение жизненно важных компетентностей даёт человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени, и школа должна сегодня развивать у учеников такие качества, как:

  • активную позицию;
  • самостоятельность;
  • коммуникабельность;
  • креативность и др.

Все эти черты и есть составные компетентностного подхода, который является одним из напавлений модернизации образования.

Что же такое «компетенция»  и «компетентность»?

В толковом словаре С.И. Ожегова компетенция -1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомлённый; авторитетный в определённой отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Итак, компетенция- это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Иными словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией.

В современой методике преподавания русского языка владение языком описывается через понятие компетенция (компетенция – способность, возможность, готовность использовать знания).

Компетентностный подход используется для описания уровня владения языком школьника при постановке целей и задач обучения. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования выделяются языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням. Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании. Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи. Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.

Метод проектов «находит большое место в реализации компетентностного обучения, обеспечивая связи школы с жизнью» [Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие / Под ред. проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,  2008.- с. 134].

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, т.е. ребёнок должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и учащимся достигнуть этой цели.
Педагогические задачи, которые решаются в процессе использования проектного метода:
1. Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.
2. Использование полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач.
3. Формирование коммуникативных умений посредством групповой работы учащихся.
4. Развитие исследовательских умений.
5. Развитие аналитического мышления.
6. Освоение компетенций – лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической.
 Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы развития языка и литературы. Каждый из типов проектов по-своему интересен.
Исследовательские проекты позволяют приобщить учащихся к научной деятельности. На уроках литературы и во внеурочной деятельности учащиеся проводят информативно-реферативную работу (исследование с целью получения новой информации); проблемно-реферативную (творческие исследования); экспериментальную.

Приведу пример проекта  « Виталий Закруткин – яркий представитель шолоховской школы». Творческое название: «В. Закруткин и донская земля».

Цель данного проекта – познакомить учащихся с жизнью и творчеством Виталия Закруткина, привлечь внимание к содержанию его произведений; пробудить интерес учащихся к изучению истории России, приобщить к традициям и обычаям народов донского края.

Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацелен на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует умения анализировать художественный текст, сопоставлять художественные произведения и сравнивать героев, активизирует учащихся к созданию собственных творческих работ.

Основной вопрос:  можно ли считать В.Закруткина представителем шолоховской школы?

Вопрос учебной темы:    как донская земля повлияла   на творчество В.Закруткина?

Учебный предмет: литература.

Участники: учащиеся 8 и 9 класса.

Дидактические цели проекта:

  1. Формирование умений видеть проблему и намечать пути её решения.
    2. Приобретение навыков самостоятельной работы с текстами произведений.
    3. Приобщение учащихся к литературному наследию родной страны.
    4.  Обогащение словаря школьников.
    5.  Повышать интерес к предмету «русская литература» и «история России».
    6.  Приобщать учащихся к традициям и  обычаям народов донского края.

Методические задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведениями Виталия Закруткина.
  2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
  3. Развивать умение анализировать художественный текст.
  4. Продолжать формирование литературоведческих навыков при работе с отрывками текста.
  5. Закреплять умения собирать материал для характеристики героев и выявлять авторскую позицию в тексте.

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:

  1. Является ли В.А. Закруткин представителем шолоховской школы?
  2. Можно ли назвать В.А. Закруткина сыном донских степей?
  3. Почему А.Толстой назвал Михаила Шолохова «замечательным явлением донской литературы»?

Этапы и сроки проведения проекта

Подготовительный этап:

  • Ознакомление с планом проекта.
  • Распределение учащихся по творческим группам:
  1. В.А. Закруткин – один из наиболее ярких представителей шолоховской школы.
  2. Сын донских степей.
  3. Михаил Шолохов – «замечательное явление донской литературы»
  • Обсуждение плана работы учащихся в группах.

Этап обучения:

  • Практикумы (проводится 2 практикума в течение 2-х уроков).
  • «Творческие группы» должны учесть все замечания и
  • подготовить выступление на итоговой конференции.

Заключительный этап:

  • Итоговая конференция
  • (Выступление творческих групп с доработанными исследованиями).
  • Просмотр презентаций. Чтение буклета. Участие в дискуссии. Подведение итогов. Награждение.

 

Образцы работ учащихся:

Публикация «Закруткин – представитель шолоховской школы»

Презентация «Сын донских степей»

Презентация «М. Шолохов – замечательное явление донской литературы»

 

В ходе работы над проектом учащиеся сделали вывод:

  • Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетковской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.).
  • Бесспорно, этот писатель стал главным летописцем своего района, глубоко отразившим в своих разножанровых произведениях его историю, быт, нравы, характеры своих земляков.
  • Виталий Закруткин по праву принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельцами ниве, выращенному на голом пустыре фруктовому саду, к тем писателям, которые под огнем, на кровавых полях сражений, постигали душу советского солдата.
  • В творческой манере и языке З. ощутимо влияние шолоховской традиции
  • Закруткин, как и М.А. Шолохов, воплотил особый «донской» стиль писательской жизни.
  • Закруткин – один из наиболее ярких и последовательных представителей шолоховской школы в отечественной литературе.
  • Дон, донская земля стали для него второй родиной.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень.

Необходимо помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, чаще использовать «почему?», чтобы научить мыслить причинно. Жизненная практика показывает, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует свои знания и опыт на практике; необходимо приучать учеников думать и действовать самостоятельно, чаще практиковать творческие задачи во время учебного процесса.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

  1. научить учиться, т.е. решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  2. научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  3. научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических и др., т. е. решать аналитические проблемы;
  4. научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  5. научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей;
  6. научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  7. научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

 

Кочковая Л.Н. Родионово-Несветайский район, МБОУ «Авиловская СОШ»

 

Литература

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме. Педагогика.2003. -№10. – с.8-14.
  2. Ермаков Д. Компетентность в решении проблем. Народное Образование.- 2005. — №9. – с. 87-93.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. -2005. -№4.
  4. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1988. №3. – с. -16.